Оля (kor_lita) wrote,
Оля
kor_lita

Сам себя не похвалишь..:)

В рамках борьбы с обесцениванием себя (и пока ночью всё хорошо формулируется) напишу еще один пост.
Что такое хормейстер и зачем вообще нужен дирижер.
1. Самое обычно для всех очевидное - дирижер показывает темп. Самое очевидное продолжение этой мысли - так давайте заменим дирижера на большой метроном и всё. И вот тут начинается самое интересное.
2. Динамика. Хоть она и написана в нотах, это не помогает. Никогда. Даже в профессиональных коллективах. Что уж говорить о любителях, мозг которых не натренирован годами думать обо всём сразу (о чем именно - будет дальше). И без дирижерского жеста никогда не будет ни настоящего piano, ни полноценного forte. Кстати, это же долго и упорно тренируется на репетициях всё тем же хормейстером.
3. Изнутри всё слышится и воспринимается совсем не так, как снаружи. Поэтому даже в чисто технических моментах даже самые замечательные профессионалы без дирижера не обойдутся. Выровнять ансамбль, вовремя поправить интонацию какой-либо партии, "отредактировать" характер звука - всё это делает именно дирижер в режиме реального времени.
4. Опять же, даже тем, кто хорошо читает ноты, нужно "напоминать" про всяческие штрихи и украшения. Где-то акценты, где-то особенности звукоизвлечения, где-то отдельное внимание на дикцию и тд и тп. Кстати, одновременные вступления и особенно снятия без дирижера тоже весьма затруднительны.
5. Самое, пожалуй, важное и, возможно, самое сложное. Нужный настрой и характер. Если предыдущие пункты можно очень хорошо натренировать на занятии, до такой степени, что при ошибке дирижера хор сможет всё сделать более-менее правильно, то в этом моменте, без ложной скромности, от дирижера во время концерта зависит практически всё. Какой посыл ты дашь хору, так он и споет. Нужно не просто настроиться самому, нужно суметь передать это хору, чтобы они "поймали волну", повести за собой, прожить произведение на полную и сделать так, чтобы прожили они.
Кстати, во время репетиций тоже нужно умудриться увлечь хористов тем, что ты с ними учишь. Плюс передать им свое видение этой музыки, чтобы вы начали чувствовать и воплощать ее одинаково.
6. Во время концерта, если что-то пошло не так, именно дирижер может вытащить всё. Потому что если в коллективе даже из 15 человек каждый будет спасать ситуацию по-своему, вспомним известную басню. И здесь тоже важна репетиционная работа, тренировка хористов на то, чтобы следовать за дирижером, что бы ни случилось и что бы он ни показал. А из этого, соответственно, вытекает огромная ответственность. И необходимость порой ооочень быстро соображать и принимать решения.

Теперь представим, что все эти пункты существуют одновременно и на сцене, осознаем, сколько всего приходится одновременно видеть, слышать и контролировать (и какую работу надо проделать прежде, чем выйти на концерт), и мысль про большой метроном, думаю, уйдет сама собой.

И вот что еще хочется сказать. Когда я говорю кому-то, что я - хормейстер, почти всегда ответная реакция - "так ты это, машешь палочкой?". Ну во-первых, палочки у меня нет, она только у симфонических дирижеров. Но это ладно, можно считать, тонкости. А во-вторых - всё, что я написала выше. Так вот, к чему я. Профессий и занятий в мире великое множество, и все мы не обязаны в них разбираться. Мы не обязаны знать, кто, что, сколько и как делает, и совершенно не обязаны этим даже интересоваться. Так давайте постараемся воздерживаться от своих "очень умных" (или "очень остроумных" - это уж кому как) высказываний по поводу деятельности окружающих. А еще будем учиться правильно формулировать вопросы. К примеру, если вопрос "а зачем вообще нужен дирижер, если все и так знают, что петь?" заменить на "а что именно делает дирижер?", отвечать на него станет гораздо приятнее. Потому что отвечающий из оборонительной и оправдывающейся позиции перемещается в рассказчика, который делится своим знанием. Совсем ведь другое дело.
Tags: мысли, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments